Исследование коммуникационной активности на банковском рынке Беларуси

Цель данного исследования - изучить характер коммуникационной активности белорусских банков на их главных коммуникационных площадках - официальных веб-сайтах. Мы не включили в анализ публикации на сторонних ресурсах, чтобы очистить результаты от влияния размеров маркетинговых бюджетов.

Как часто банки публикуют новости и прочие сообщения?  О каких темах пишут в своих новостях? На что направлена основная новостная активность? Какой белорусский банк самый активный и самый пассивный с точки зрения публикации новостного контента?

Чтобы ответить на эти и многие другие вопросы, мы изучили новости, опубликованные 24 банками РБ в период с января по декабрь 2019 г. Были собраны все размещенные новости, но поскольку нас интересовал маркетинг и PR, мы исключили из массива данных непрофильную информацию: материалы о завершении технических работ, HR-статьи, новости из жизни страны и так далее. Доля подобного контента составила не более 7% от общего количества материалов.

В данном отчёте фигурируют 22 банка из 24. Два оставшихся - “Абсолютбанк” и “Банк Торговый Капитал” - не вошли в исследование ввиду практически полного отсутствия новостей, соответствующих определенным нами категориям.

В процессе исследования были проанализированы новостные разделы сайтов банков. Публикации были распределены по тематикам, среди которых мы выделили следующие: акции, рекламные игры, продукты, награды и КСО.


1) Категория “акции”:

  1. Закрытие акции - прекращение действия акции в рамках банка;

  2. Продление акции - увеличение срока проведения акции;

  3. Партнерские акции - акции, которые банк проводит совместно со своими партнерами;

  4. Банковские акции - акции, проводимые самим банком;

  5. Акции платёжных систем - акции, которые банк проводит совместно с платежными системами.

2) “Рекламные игры”:

  1. Рекламные игры платежных систем - игры, которые платежные системы проводят совместно с банком, на договорных условиях;

  2. Банковские рекламные игры - рекламные игры, проводящиеся на условиях, установленных банком;

  3. Победители рекламной игры - награждение победителей рекламной игры;

  4. Продление рекламной игры - решение банка о продлении рекламной игры;

  5. Конкурсы - всевозможные конкурсы с призами от банка или его партнеров.

3) “Продукты”:

  1. Партнёрские продукты - продукты (сервисы, интернет-порталы, депозиты, сервисы, кредитные продукты, услуги), которые банк создал совместно с партнерами;

  2. Новые продукты банка - продукты, которые банк разработал и ввёл в банковскую сферу;

  3. Продукты (улучшение) - всевозможные улучшения и доработки продуктов банка.

4) “Награды”:

  1. Награды объектов банка - награды, присвоенные продуктам банка; 

  2. КСО награды - награды, присвоенные социальным и экологическим проектам, которые осуществляет банк;

  3. Награды сотрудников - награды, врученные лично сотрудникам на различных республиканских и международных конкурсах и выставках; 

  4. Награды банка - победы непосредственно банка в различных номинациях. (наример, “Банк года”);

  5. Рейтинги - топовые позиции в рейтингах, которые составляют информационные порталы мирового либо республиканского масштаба.

5) “КСО”:

  1. Мероприятия для клиентов - организация банком бизнес-форумов, воркшопов, конференций, семинаров, праздников, интеллектуальных игр, бизнес-завтраков, мастер-классов, информационно-образовательных проектов, бизнес-встреч, нетворкинг-сессий;

  2. Культура - организация, проведение и спонсирование культурных мероприятий: выставок, фестивалей, концертов, творческих акций и арт-праздников;

  3. Спорт - спонсирование и организация спортивных мероприятий на региональном и международном уровнях;

  4. Благотворительность - безвозмездное финансирование социальных проектов и участие в них;

  5. Мероприятия для студентов и подростков - организация, проведение и поддержка банком олимпиад, экскурсий, сотрудничество с университетами;

  6. Партнёрство - банк выступает партнером в проведении форумов, конференций, создании проектов, получая при этом выгоду для себя;

  7. Спонсорство - форма продвижения интересов банка через поддержку социально значимых инициатив;

  8. Соглашения - подписание двустороннего документа, в рамках которого стороны обязуются выполнять закрепленные за ними условия;

  9. Участие в конференциях - новости о форумах, семинарах, ярмарках, выставках, бизнес-завтраках, в которых принимает участие банк в лице своих сотрудников;

  10. Участие в акциях - банк и его сотрудники принимают участие в акциях, приуроченных к различным событиям.

Продуктовые новости - уверенный лидер в банковском инфополе

В новостных лентах преобладают продуктовые новости, партнёрские и собственные акции, а также награды. Это наиболее крупные категории новостей, размещенных исследуемыми банками. Больше всего новостей за 2019 год банки опубликовали в категории “Продукты” (229 или 17,5% от всех новостей). Вероятнее всего, это связано с желанием банков  оповестить клиентов о продуктовых новинках и выделиться среди конкурентов. 

Ниже будет  представлена матрица распределения количества новостей в категории относительно всех новостей банка за период. Из нее вы поймете (спойлер!), что с помощью одних лишь продуктовых новостей выделиться среди конкурентов невозможно.

Банки публикуют больше всего новостей в апреле и декабре

Общее количество собранных новостей составило 1312. Больше всего из них было опубликовано в декабре 2019 года (146 новостей), чуть меньше - в апреле (134 новости). В остальные месяцы количество новостей находилось на примерно одинаковом уровне. Однако сложно сказать, можно ли считать данное распределение устойчивой тенденцией, поскольку для анализа взят только один год.

Сезонность заметна как в количестве публикаций, так и в их тематике

В 2019 году ярко выделяются месяцы, когда новостная активность на сайтах банков становилась выше. Середина весны - к майским праздникам. Середина лета - к сезону отпусков. Конец года - к Рождеству и новогодним праздникам. Для лучшего понимания сезонности стоит рассмотреть распределение новостей по месяцам в зависимости от категории.

На диаграмме представлены 5 глобальных категорий новостей и их доля в каждом месяце.

Заметно, что продуктовые новости в 2019 году занимают примерно ⅓ новостного фона в месяц, причем наибольшая активность в этой категории приходится на начало года. Для категории КСО пиковый период - это весна и начало лета, а также ранняя осень. Акционная активность наиболее высока в отпускной сезон: июль, август и конец года (декабрь). 

Кстати, если вы планируете стать клиентом определенного банка, то лучше сделать это в те месяцы, когда публикуется больше новостей об акциях. Так вы сможете максимизировать шансы получить лучшие предложения от банка. Весной банки проводят акции, приуроченные к началу теплого сезона: различные скидки и бонусы на спортивные товары, фитнес, авиабилеты. Летом популярны акции на авиабилеты, путешествия, скидки на посещение заведений (например, “Идея-банк” провел акцию “Получайте скидку в заведениях на Зыбицкой”). Осенью много акций на покупку техники. Зимой главные темы - это, конечно же, Рождество и Новый год. Вероятнее всего, такая же сезонность будет прослеживаться и в будущем.

Государственные банки - в лидерах по количеству публикаций

Лидер по количеству публикаций за 2019 год - “Белинвестбанк”. В целом из всей картины выделяются 3 игрока, которые генерируют огромное количество новостных поводов. Они, кстати, также единственные государственные банки в нашей выборке. На первый взгляд может сложиться впечатление, что у PR-отделов этих банков просто есть KPI по количеству новостей в месяц. Так это или нет, мы не знаем, но такой активности можно только позавидовать. 

Более того, стоит заметить, что эти три государственных банка в сумме отвественны за  ⅓ всех новостей в нашей выборке и в среднем публикуют в 3,6 раза больше новостей, чем коммерческие банки. Для нас это стало неожиданностью: изначально казалось что коммерческие банки должны быть куда активнее государственных в части коммуникаций, в том числе и на своих сайтах. 

Одним банкам по душе продукты, другим - акции, третьим - награды

Для оценки частотности публикации контента различной тематики мы сгруппировали новости по категориям и проанализировали получившуюся картину в разрезе каждого банка. Вначале мы сравнили количество новостей в контексте общего числа, а затем в контексте количества новостей, размещенных каждым банком. Это позволило нам понять, на чем делается акцент в коммуникационной стратегии.

Итак, количество новостей по категориям:

В категории “Продукты” лидирует государственный “Беларусбанк”. Напомним, что это самая популярная категория новостей по количеству в целом на банковском рынке Беларуси.

В категориях “Акция” и “КСО” лидирует “Белинвестбанк”. В категории “Акции” от него немного (лишь на 2 новости) отстает “Франсабанк”.

Новостей про рекламные игры было больше всего у “Белагропромбанка”. Ближе всего к нему в этой категории расположены “Беларусбанк” и “Белинвест”, которые, кстати, лидируют в категории “Награды” с 21 и 17 новостями, соответственно.

Теперь рассмотрим ту же картину под другим углом. На диаграмме отражена доля новостей в каждой категории от общего количества новостей банка за выбранный период.

На графике видна доля новостей в каждой категории от общего количества новостей, размещенных банком. Можно увидеть, что, например, у “Франсабанка” и “Приорбанка” стратегия смещена в сторону акционных новостей: их доля составляет более 50% от общего количества новостей банка за год.

Напротив, у “Белинвеста” и “Альфабанка” наблюдается сильное смещение в сторону КСО. Рекламные игры составляют 50% всего новостного фона “Статусбанка”, однако однозначный вывод в данном случае сделать сложно ввиду малого количества новостей за год в принципе у этого банка.

60% новостей “Паритетбанка” составляют новости о наградах, однако нужно отметить, что по общему количеству новостей за год этот банк находится на самой нижней строчке.

Чем выше в рейтинге Нацбанка, тем больше новостной активности

Нам стало интересно сравнить, как соотносятся успех банка и его новостная активность. Для  оценки мы использовали рейтинг НБРБ, который присваивается всем банкам на территории страны (позицию №1 занимает лучший банк по версии Национального банка Республики Беларусь). Как видно из графика, большая часть из  участвующих в исследовании банков находится близко к линии тренда.

Таким образом, можно заключить, что существует взаимосвязь между размером банка и количеством новостей, которые он генерирует. Чем успешнее банк, тем больше контента.

Выводы:

  • Тематика новостей, опубликованных банками из нашей выборки, крайне разнообразна. При этом стоит отметить, что коммуникационная стратегия белорусских  банков направлена скорее на информирование, чем на формирование мнения. 

  • Новостная активность белорусских банков имеет  выраженную сезонность. Пик новостей приходится на апрель, июнь-июль, декабрь. Как уже упоминалось, это связано с отпускным периодом и праздниками. Следует подчеркнуть, что  наибольшее количество акций, в том числе акций платежных систем и партнерских акций, проводится в декабре. Банки активно предлагают клиентам выгодные условия для покупки подарков к новогодним праздникам.

  • Продуктовые новости - самая популярная категория среди всех банковских новостей за 2019, лидирующая с уверенным отрывом.Для неподготовленного пользователя такое количество новостей может даже оказаться чрезмерным.

  • Самыми активными можно назвать тройку государственных банков - не только по количеству генерируемых новостей, но и по разнообразию тем. Порядка трети всех новостей в нашем исследовании опубликованы именно государственными банками.

  • Заметна положительная корреляция между размером банка, его позицией в рейтинге и количеством новостных поводов, которые он генерирует. Однако лидеры всё же отличаются: рейтинг НБРБ возглавляет “Беларусбанк”, а в нашем исследовании самым активным был признан “Белинвестбанк”.

Наши сотрудники

Belarusian banks' communications activity: a study

The objective of this study is to analyze how Belarusian banks communicate with their audience through their official websites. We did not include the publications placed on third-party websites, which are largely dependent on the size of each bank's marketing budget. 

How often do banks publish news and other communications? What do their news articles talk about? What is the focus of this activity? Which Belarusian bank is the most – or the least – active in terms of producing news content?

To answer all these and other questions, we have gathered all the news published by 24 Belarusian banks between January and December 2019. We collected all the news articles, but since we were interested in the marketing and PR activities, we decided to exclude non-relevant content like maintenance announcements, HR articles, political news etc. The share of this non-relevant content didn't exceed 7% of the total.

The present report looks at 22 banks out of the 24. The remaining two, AbsolutBank and Trade Capital Bank, did not qualify for the study due to the virtual absence of news articles in our chosen categories. 

We focused our research on the news sections of the banks' official websites. We divided all the relevant content by subject: promos and special offers, promotional games and contests, product news, awards, and corporate social responsibility (CSR). 

1) Special offers:

  1. End of a promotion;

  2. Prolongation of a promotion;

  3. Partner offers – promotions organized by the bank together with its partners;

  4. Bank offers – promotions organized by the bank itself;

  5. PSP offers – promotions organized by the bank together with a payment system.

2) Games & contests:

  1. PSP games – games organized by a payment system together with the bank;

  2. Bank games – those held on the terms determined by the bank;

  3. Game winners – awards handed to the winning contestants;

  4. Prolongation of a game;

  5. Contests – all sorts of contests with prizes from the bank or its partners.

3) Product news:

  1. Partner products – those products (services, web portals, deposit accounts, loans etc.) that the bank develops in collaboration with a partner;

  2. Bank's new products – those developed and introduced by the bank;

  3. Improved products – all sorts of enhancements and updates of the bank's existing products.

4) Awards:

  1. Product awards – those given to the bank's products; 

  2. CSR awards – those given to the bank's social or environmental initiatives;

  3. Employee awards – those given personally to the bank's employees at various state and international competitions and fairs;

  4. Bank awards – given to the bank itself (such as Bank of the Year);

  5. Ratings – top positions in ratings drawn up by state or international news portals.

5) CSR:

  • Events for customers: business forums, workshops, conferences, seminars, festivities, intellectual games, business breakfasts, master classes, educational projects, meetups, networking sessions etc.;

  • Culture – organizing, holding or financing cultural events, such as exhibits, festivals, concerts, creative initiatives, art events etc.;

  • Sports – sponsoring or organizing regional or state-level athletic events;

  • Charity – funding and participating in socially valuable initiatives;

  • Events for youth – organizing, hosting or supporting contests and field trips for students and teenagers, collaborating with universities;

  • Partnerships – the bank acts as a partner for forums, conferences and projects, benefiting from them;

  • Sponsorship – promoting the bank through support of social initiatives;

  • Agreements – signing an agreement with a third party;

  • Conferences – news of participation in forums, seminars, fairs, business breakfasts etc.;

  • Initiatives and events – the bank or its employees participating in events, actions and promos.

Product news lead among banks' publications

The news sections of banking websites are dominated by news of new products, promos by banks and their partners, and awards. These are the three largest categories for the banks under study. The largest number of the news pieces posted in 2019 belong to the Product category (229 or 17.5% of the total). This probably indicates the banks' desire to inform their customers of the new offers and distinguish themselves from the competition. 

Below you'll find a matrix illustrating the distribution of the news in each category relative to each bank's total news content. The matrix shows (spoiler alert!) that product news alone isn't enough to stand out from among the rivals. 

Most news content falls on April and December

In total, we gathered 1312 news pieces. The highest number (146) were published in December 2019; somewhat fewer (134) appeared in April. Throughout the rest of the year, the number of news articles posted each month remained roughly the same. However, it's hard to say if this distribution represents a stable trend, since we've only analyzed data for one year. 

Marked seasonality in both abundance and subject of the news

News publishing activity clearly peaked in certain months of 2019: mid-spring – in preparation for the May holidays; mid-summer – before the main vacation season; and the end of the year, before the Christmas and New Year holidays. To better understand this seasonality it's useful to study the month-by-month distribution of the news in each category.

The diagram shows the share of each of the 5 large news categories for each month. 

Note that product news accounted for roughly one-third of all the news in any given month, with the activity in this category being highest early in the year. The corporate and social responsibility news peaked in spring and early summer, as well as in early fall. For promos and offers, the activity was higher during the vacation season: in July, August and December. 

If you plan to become a client of a certain bank, it's better to do so in those months when it publishes most news of special offers . This will maximize your chances to get the best available offer. In spring, banks launch promos related to the start of the warm season, such as discounts on sports goods, fitness classes, and flights. In summer, there are many promos offering discounted flight tickets, trips, and dining out (for instance, Idea Bank held a promo called 'Eat out on Zybitskaya Street'). Fall promos often include discounts on consumer durables and electronics. In winter, the key theme is Christmas and the New Year. The same kind of seasonal trend is likely to continue in the future. 

State-owned banks lead by the amount of news content

Belinvestbank leads in terms of the total number of news pieces published in 2019. Overall, three banks have generated most news – and they also happen to be the only state-owned banks in our study. One might even think that these banks' PR departments have a special KPI for the number of news publications each month. We can't know if this is true, but in any case their level of news activity is impressive.

It's also worth noting that these 3 state banks together account for 1/3 of all the news in our study and tend to publish 3.6 times more news articles than privately owned banks. This came as a surprise to our research team: one would expect commercial banks to be more active than state-owned ones in terms of their communications, including on the official websites. 

Some banks prefer to cover products, others promos or awards

In order to analyze the frequency of publication for different newsworthy subjects, we grouped all the articles by category and analyzed the results for each bank. First we compared the number of news pieces relative to the total number and then for each bank separately. This allowed us to identify the key focus of each bank's communications strategy. 

Here is the news distribution by category:

The state-owned Belarusbank leads in the Products category. Remember that this is also the most popular news category overall.

Belinvestbank heads the list in the Special Offers and CSR. In Special Offers, it is closely followed by Fransabank, which has only 2 fewer publications. 

Belagroprombank accounts for the largest number of news about games and contests, followed by Belarusbank and Belinvest, which, by the way, lead in the Awards category with 21 and 17 publications, respectively. 

Now let's examine the same picture under a different angle. The diagram shows the number of news pieces in each category as a share in each bank's total news output for the period.

The chart shows the share of the news in each category in the total number of news articles posted by each bank. You can see that, for instance, Fransabank and Priorbank clearly focus on special offer news: their share exceeds 50% of the total output for the year.

By contrast, Belinvest and Alfabank's news strategy is skewed towards corporate and social responsibility. Games and contests account for 50% of Statusbank's publications, but in this case it's hard to draw conclusions, since the bank occupies the very bottom spot on the list in terms of the number of news articles it published. 

The higher the position on the National Bank's rating, the higher the news activity

We decided to compare banks' success and their news output. To do this, we used the Belarus National Bank's rating, assigned to every bank in the country, with the no.1 bank on the rating being the best according to the National Bank. The chart shows that most banks lie close to the trendline. 

One can identify a correlation between a bank's size and the amount of news pieces it geneartes. The more successful the bank, the more content it produces. 

Conclusions:

  • The banks in our study published a wide variety of news. It should be noted that Belarusian banks' communication strategies tend to focus on informing customers rather than creating opinions.

  • Banks' news activity is markedly seasonal, the peak times being April, June, July and December. As pointed out before, it's linked to the vacation season and holidays. It should be stressed that most promotions, including partner and PSP promos, are launched in December. Banks actively offer special terms for holiday shopping.

  • Product news form the most popular category, leading by a wide margin. To an unprepared user, this amount of news can even seem excessive.

  • The three state-owned banks were the most active – not only by the number of news articles but also by the variety of subjects. Circa 1/3 of all the publications in our study came from the state-owned banks.

  • There's a clear positive correlation between a bank's size, its position on the rating, and the amount of news it generates. However, the leaders differ: the National Bank rating is headed by Belarusbank, while Belinvestbank was the most active.

Our researchers